Перед каждым прослушиванием ноктюрна примите валокордин

Это быдо задолго до Жорж Санд (см.мою статью о ней и Шопене — http://bezpesen.ru/o-lichnom/shopen-neistovaya-strast

 ). В 1829-1830 году Шопен создал то, что определяло в будущем соль нового жанра, жанра ноктюрнов — три ноктюрна ор.9 — No.1, си-бемоль минор, No. 2, ми-бемоль мажор,  No. 3, си мажор, посвященые Мари Плейель (до женитьбы – урожденная Мари-Фелисите-Дениз Моке, что намекало на благородное происхождение) и нокюрн N 20 До диез минор, написанный также в 1830 году и, в отличие первых трех, никому не посвященный. Эти четыре произведения сформировали новый жанр – жанр ноктюрнов, коротких лирических пьес, посвященных любви, ночным мечтаниям и всякой чертовщине, что приходит в голову перед сном.

Первооткрывателем ноктюрнов был ирландский пианист Джон Фильд, примерно в 1811 году. Ноктюрны, волею судеб, были ровестниками Шопена.

Шопен в молодости

Истоки ноктюрнов

Ноктюрн  —  музыкальная пьеса, описывающая ночные впечатления и переживания.  Изображаеть ночь как нечто таинственное, неясное, томящее, мистически жуткое или маняще-чувствеввое. Изначально  возникли ноктюрны в сфере поэзии. Романтически-философскую загадочность ночи превосходно выразил в своих стихах Фёдор Иванович. Тютчев (1803 – 1873).

“Небесный свод, горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены”.

Или Лермонтовское. Как писал о Лермонтове и о Шопене Николай Филиппович Христианович (1828 – 1890, русский композитор и музыкальный писатель):

„Знаешь ли, какой эпиграф поставил бы я над большею частью его ноктюрнов?

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?»

Зачинателем жанра ноктюрна в музыке был Джон Филд, ирландский композитор, пианист и педагог. Его достижения в этой области очень высоко ценил Ференц Лист: «До Филда фортепианные произведения неизбежно должны были быть сонатами, рондо и т. п. Филд же ввел жанр, не относящийся ни к одной из этих категорий, жанр, в котором чувство и мелодия обладают верховной властью и свободно движутся, не стесненные оковами насильственных форм. Он открыл путь всем тем сочинениям, которые впоследствии появились под названием „Песен без слов“, „Экспромтов“, „Баллад“ и т. п., и был родоначальником этих пьес, предназначенных для выражения внутренних и личных переживаний”.

Образец творчества Джона Фильда – ноктюрн в исполнении Артемия Соколовского:

Интерпретация Джона Фильда

За орнаментом теряется смысл, выразительность пассажей. Есть и более зрелые ноктюрны, но все равно все они не дотягивают до Шопеновских. Наиболее выдающиеся ноктюрны Филда относятся к 1811 году.

Продолжателем дела Фильда был Фредерик Шопен. Он внес в ноктюрны драматизм, контрастность переживаний и присущее ему мастерство.

Прекрасная пианистка

Трое из этих ноктюрнов посвящены французской пианистке Мари Плейель 1811 года рождения. Сам Шопен, как известно, был 1810 года рождения. Они познакомились в Париже, где она родилась.

У Мари были выдающиеся в своем роде родители. Плейель говорила на трех языках,  благодаря своему отцу из Торхаута,  во фламандско-говорящей Бельгии был учителем языка, а мать — немка, владевшая магазином нижнего белья в 9- м округе.

Мари Плейель училась игре на фортепиано у Анри Герца, Мошелеса, и Калькбреннера. Свой первый формальный сольный концерт она дала в возрасте восьми лет, поразив публику своей юной виртуозностью.

Знаменитый критик Франсуа Жозеф Фетис писал, что он слышал всех известных пианистов, но ни один из них не передавал ему такого чувства совершенства, как мадам Плейель. В ту пору она была талантиливой и достаточно известной укротительницей фортепьяно. С успехом выступала в Великобритании, Франции, России. В России познакомилась с австрийским композитором и пианистом Сигизмундом Тальбергом, оказавшим на неё большое влияние.

Её искусством восхищались Шопен (он посвятил ей три своих ноктюрна, op.9 ),Лист, также посвящавший ей сочинения, Мендельсон и Гектор Берлиоз. О том, как Лист познакомился с Мари и чуть было не разругался с Шопеном, мы вкратце уже писали — http://bezpesen.ru/o-lichnom/lichnaya-zhizn-ferencza-lista

 Вообще-то Мари Плейель была помолвлена на Гекторе Берлиозе. Но неожиданно разорвала помолвку с ним, стоило ему отъехать в Рим по делам.

Мари Плейель с литографии Йозефа Трихубера, 1839 год.

Берлиоз из ревности планировал убийство Мари, её матери (а она то причем?), её жениха Камиля Плейеля и затем намеревался покончить с собой, для чего даже украл пистолеты — однако он отказался от своего плана на полпути в Париж, будучи в Нице.

5 апреля 1831 года, пока Берлиоз был в Риме, Мари Плейель вышла замуж за музыканта Камиля Плейеля, старшего сына композитора, издателя и фабриканта музыкальных инструментов Игнаца Йозефа Плейеля. Через четыре года супруги расстались и 29 июля 1836 года развелись. Мари Плейель не отличалась супружеской верностью.

Три ноктюрна, посвященные одной даме

Ей, а не только её музыкой, увлекся и Франсуа Шопен. С Шопеном Мари связывала тесная дружба, грозящая перерасти в любовь. Он (по крайней мере он так говорил) преклонялся перед её талантом и поэтому решил выразить свое уважение через музыкально посвящение трех ноктюрнов под общей шапкой, но не общей тональностью Ор.9 — No.1, си-бемоль минор, No. 2, ми-бемоль мажор, No. 3, си мажор. Три ноктюрна были написаны в 1829-1830 году. И все три посвящались Мари Фелисите Плейель.Вот ноктюрн N 2, ми бемоль мажор в исполнении замечательного пианиста советского времени Сергея Доренского:

Сергей Доренский 1972 год.

5-6 слушателей всего лишь слушают ноктюрн. Ноктюрны всех устраивали в советское время. Эта запись сделана в 1970 году, когда я  пошел в 1-й класс.
Не менее известный ноктюрн N 1 си-бемоль минор в исполнении Евгения Светланова:

Несколько ноктюрнов в исполнении Евгения Светланова

Светланов – дирижер советского времени. Родился в 1928 году и кажется никогда не умирал.

И вот исполнение из России Андрея Андреева, тот же самый ноктюрн  N 1 си-бемоль минор:

Андрей Андреев

И тут же бурлящий, полный каких-то бетховенскими интонациями ноктюрн N 3 си мажор. Вслед за ними та же, но другая буря в крупном сочинении Полонезе.

Ноктюрн N 3 Н maj

Некотрые медики говорят, что в своих ноктюрнах Шопен дал выход собственной меланхолии. http://bezpesen.ru/shedevry-klassicheskoj-muzyki/kakaya-muzyka-vredna-shopen-pod-podozreniem

Ноктюрн “Пианист” не посвященный никому

Несколько иное место в творчестве Шопена, занимает ноктюрн N 20 изданный после смерти Шопена, но так же как ноктюрны 1829-1830-х годов ставший классикой. Этот ноктюрн вошел в фильм “Пианист” режиссера Романа Полански, посвященный судьбе сценариста этого фильма польско-еврейского пианиста Владислава Шпильмана, который дожил до наших дней. В фильме Владислав Шпильман, еврей, скрыватся от преследования нацистов.

В ключевом эпизоде в полуразбомбленном доме встречаются двое скрывающийся от нацистов Шпильман и немецкий офицер. Немец спрашивает кто он такой. Шпильман отвечает – пианист. Докажи. В доме есть рояль. И пианист играет ноктюрн N 20 До диез минор. Офицер слушает стоя, пораженный мастерством пианиста. И отпускает его, а затем начинает помогать Шпильману с едой.

Исполнитель главной роли — Эдриен Броуди — стал самым молодым лауреатом премии в категории «Лучший актёр главной роли», получив награду в возрасте 29 лет за фильм “Пианист” 2002 года. Для съёмок в фильме Эдриен выучил сочинения Фредерика Шопена и похудел на 13 кг. Музыкальные партии, почему-то, на рояле за актёра исполняет Януш Олейничак, в то время как их мог играть сам Владислав Шпильман. Исполнение Януша Олейничака:

Эпизод из фильма Пианист

From «The Pianist»: Chopin Nocturne C sharp minor (Arjen Seinen).

Для сравнения версия Шпильмана

Владислав Шпильман вскоре после фильма умирает в возрасте 88 лет.

Ноктюрны на гитаре, виолончели и других инструментах.

Иногда ноктюрны Шопена, поклонника одного единственного инструмента — фортепьяно, вдохновляют его коллег на самых разных инструментах. Весь мир обошла виолончельная версия Степана Хаусера, ученика Ростроповича, ноктюрна С диез минор.

Степан Хаусер

Этот 33-летний музыкант использует хроматические возможности своего интрумента – глиссандо, вибрато, что было бы невозможно на фортепиано.

Ранее транскрипции этих пьес делали испанские классические гитаристы Франциско Таррега и Мигель Льобет, Виктор Видович.

Сложность переложений фортепианных произведений на гитару в том, что на ней могут одновременно взяться только 6 голосов, на гитаре берется только 6 звуков одной рукой, в то время как на фортепиано можно сыграть 10 нот и двумя руками. Приходится исхитряться — одновременно играть на гитаре две партии инструментов — басовую партию и партию, в которой звучит мелодия. Зато на гитаре можно сыграть подтяжку, вибрато, чего невозможно на фортепиано. Гитарные версии ноктюрнов Шопена особенно выразительны.

Виктор Видович

Nocturne Op. 9 No. 1 — Viktor Vidović, guitar

Алексей Орешкин