Концерт из украинских песен из уст этой француженки

Сначала исполнили в Германии, потом в России. Первое исполнение в России не состоялось из-за любовного треугольника: Чайковский и Рубинштейн — Дезире Арто(французская певица)
Чайковский терпеть не мог, если его произведения не становились хитами. Сочиняя что-нибудь, он всегда проверял сочинение по нескольким факторам – 1. Мелодично ли оно? 2. Похоже либо оно на что-нибудь известное или не похоже. Если похоже – порвать и рассыпать на мелкие кусочки. 3. Оригинален ли ритм произведения. В нем не должно быть сколько-нибудь похожих по ритму частей. И т.д. И т.п. Показатель в этом плане история его Первого концерта для фортепиано.
Первый концерт – не только его достижение в 30 с небольшим лет – это одна из вершин мировой музыки. “Земную жизнь пройдя до половины я очутился в сумрачном лесу”, — это и про Чайковского.
1875 год – время создания Чайковским цикла Времена года и Первого фортепианного концерта.

Рождение замысла и вынашивание оного

Концерт не по заказу, а благодаря личному энтузиазму

Чайковский написал концерт  в 1874-1875 году. Тогда он еще не был известным сочинителем. Первый концерт совсем не оценили по достоинству. Первоначально он был посвящен Чайковским Николаю Григорьевичу Рубинштейну, первому директору консерватории, где Чайковский работал – композитору очень хотелось, чтобы именно он стал первым интерпретатором его Концерта. Зная его уровень исполнения  Чайковский стремился написать концерт, переполненный фортепьянными трелями, сложными технически пассажами. Пиша концерт, Чайковский консультировался с разными пианистами.  Он рассчитывал на пианиста поистине первоклассного, чье имя было хорошо известно публике. Первым он представил сочинение Николаю Рубинштейну готовый, но не оркестрованный еще Концерт .

Николай Рубинштейн — рубить, так рубить

Тот набросился на концерт как голодны пес на кусок кровавого мяса. Рубинштейн в крах раскритиковал произведение – и пассажи там искусственные, и технически сложно все это исполнять, пассажи он счел «неуклюжими, избитыми, неловкими» – до такой степени, что сыграть это сочинение невозможно, а произведение в целом показалось ему неисполняемым и даже пошлым, многие его фрагменты, как показалось Рубинштейну, были откуда-то «украдены».   Дело было перед Рождеством 1874 года.

Чайковский обиделся. Отчаянное  разочарование пришлось ему пережить! Он тотчас зачеркнул все посвящения, и по совете друзей показал произведения зарубежным специалистам – Гансу фон Бюллову . Ганс был в восторге от концерта! Вот выдержка из его письма Чайковскому:

“Быть может с моей стороны самонадеянно, не зная полностью всех произведений вашего разнообразного и благородного таланта высказывать мнение о том, что Ваш концерт представляется мне самым сверкающим,  самым совершенным из произведений вашего творческого дара, каким Вы обогатили музыкальный мир!”

Ганс фон Бюлов любил сигареты

Первое выступление с концертом состоялось в Америке в городе Бостон 25 октября 1875 года. Солировал Ганс фон Бюлов, дирижировал Бенджамен Джонсон Ланг.

Бюлов при этом был известным пианистом в Европе. Именно Бюлов заложил основы современных традиций разучивания и постановки опер: индивидуальная подготовка певцов, прослушивание их по отдельности и в ансамблях, затем с фортепианным аккомпанементом, групповые репетиции оркестра, наконец, полные сценические «прогоны» (например, перед постановкой «Тристана» Вагнера Бюловым  их было одиннадцать). Бюлов был любимым учеником Листа.

Мнение Бюлова о музыке Чайковского было высочайшим для европейской публики.

Личная драма Бюлова

Бюлов переживал тогда личную драму из которой вывернулся с помощью Чайковского. В 1869 году Бюлов покинул свой мюнхенский пост (он работал в Мюнхене капельместером). Одной из причин стал разрыв с женой ― дочерью Листа Козимой, ушедшей к Вагнеру.

Козима фон Бюлова — впоследствии Козима Вагнер

Это было особенно обидно – Вагнер, старый хрыч (он был старше Козимы на 24 года), увел за собой Козиму, несравненно более молодую и интересную. Бюлов не знал другого лечения от сердечных ран как забыться в музыке, и тут музыка начинающего композитора – Чайковского – была как нельзя кстати. Чайковский тоже переживал тогда личную драму, так что он и Бюлов просто нашли друг друга в сложном положении.

Драма Чайковского

Как обиделся Чайковский на Рубинштейна, а Рубинштейн на Чайковского

Эту тему открыл Андрей Иванович Хотеев (1946 – 2021), тоже пианист — исследователь. Потом то же пересказал музыковед и пианист Иван Соколов. Андрей записал все концерты Чайковского (диск вышел в Германии с подробной сопроводительной статьей) когда уже жил в Германии. Аннотации к диску написана на немецком языке.

Николай Рубинштейн, как мы помним, разнес этот концерт в пух и прах. Рубинштей сказал: если вы концерт сильно переделаете то мы может быть его сыграем. Как рассказывал Андрей Хотеев,  истиной причиной была любовь к одной женщине Дезире Арто, французская певице, которая приехала в Москву зарабатывать деньги (это сейчас все ездят из Петербурга зарабатывать в Европу, тогда было прямо противоположное). Москва была Золотым дном. В Дезире влюбились сразу два человека – Петр Чайковский и Николай Рубинштейн.

Дезире Арто — любовь Чайковского

Чайковский был помолвлен с Дезире, но пробежала между ними черная кошка. Есть мнение что Николай Григорьевич намекнул что с этим партнером каши не сваришь. Он сам был увлечен ей. В итоге она уехала во Францию. Там вышла замуж за певца баритона, были дети … Чайковский потом приезжал в Дезире во Францию написал 6 романсов посвященных ей на французский стихи… Один из романсов содержит хол с ноты Dez на Ля – цитат из 5-й симфонии Бетховена (так судьба стучится в дверь)

Таким образом Николай Рубинштейн сыграл в жизни этой роль черной кошки. Чайковский переживал этот разрыв он любил ее, по крайней мере так ему казалось. И побочная партия первого концерта Чайковского тоже основана на ходе с Дез А , что сокращенно Дезире Арто. Николай Рубиштейн понял что эта тема не случайна, что Чайковский зашифровал в ней любовное послание . И Николай страшно заревновал.

Дезире Арто — архивное фото

Когда он понял что несмотря ни на что Первый концерт играется и успешен он тоже начал его играть. Тут уже и Рубинштейн проснулся и жутко извинялся перед Чайковским и исполнял его концерт N 1 в Москве. Но Чайковский его из претендентов на первую роль вычеркнул.

Николай Рубинштейн и его кот

Первое исполнение на родине того же концерта состоялось в Петербурге 1 ноября того же года. Сольную партию исполнял Кросс, а дирижировал  Эдуард Францевич Направник. Через три недели концерт исполнялся в Москве, его играл 19-летний Сергей Танеев, а дирижировал Николай Рубинштейн – ему представлялось дирижирование было проще, чем исполнение. Послушаем его и мы.

Хотя бы в исполнении Дениса Мацуева.

Структура произведения

Три части – все темы придуманы не Чайковским, а русским, украинским и французским народами.

Что играет пианист в самом начале? Да ничего особенного – просто аккорды, более менее ритмический организованные. Мелодию играет струнная группа? Зачем? Правильно — чтобы потом заиграть мелодию, потому что в первом проведении нельзя сразу бросаться с места в карьер. Струнные в октаву мощно пропевают широкую, радостную тему вступления, сопровождаемую полнозвучными фортепианными аккордами. Поначалу тема изложена максимально упрощенно – просто мелодия, сразу запоминающаяся и ее три копии —  через октаву, через две и три октавы. Не правда ли чем-то похоже на Моцарта? Да! Потому что Чайковский просто обожал Моцарта. Второе проведение темы у рояля. Скрипки только аккомпанируют.

Третье проведение темы – кроме главной темы играются гаммообразные проведения разработки – тема все усложняется чтобы закончить оркестром струнных, как в начале. Главная тема звучит уже 3 минуты 30 секунд . И наконец стоп-тайм —  играют две валторны. На записи это видно.

В следующем разделе – Allegro con spirito – в качестве главной партии звучит мелодия, которую композитор слышал от украинских певцов, но ей придана ритмическая острота и скерциозность.

М.Казиник. П. И. Чайковский. Фортепианный концерт № 1 ч.2_3

Побочная партия состоит из двух тем – элегически-задумчивой и спокойно-созерцательной. Сжатая, целеустремленная разработка приводит к кульминации, в которой оркестр и аккорды в фортепианной партии образуют канон (с 12й минуты). В повторении главная партия сокращена и варьирована, побочная же расширена за счет каденции.

Сжатая, целеустремленная разработка приводит к кульминации, в которой оркестр и аккорды в фортепианной партии образуют канон. В репризе главная партия сокращена и варьирована, побочная же расширена за счет каденции.

Медленная вторая часть исполнена нежной и светлой лирики. Пасторальную тему при первом проведении излагает флейта и гобой под пиццикато струнных (с 9-й минуты от начала).

В скерциозном среднем разделе Чайковский использовал популярную в то время французскую песенку.

Французская народная песня «Sur le pont d`Avignon»

Оригинал 2-й части концерта – элегия и французская песенка

М.Казиник. П. И. Чайковский. Фортепианный концерт № 1 ч.2_3

В финале царит стихия народного веселья. По форме он представляет собой рондо, роль рефрена в котором играет слегка измененная мелодия украинской веснянки.  С 9-й минуты.

https://www.youtube.com/watch?v=IBIp5FLPZFs 0

«Веснянка», украинская народная песня

Веснянка – старинная песня, в которой славится процветание весны.

Ударные инструменты использованы не в полной мере. В партитуре задействованы только литавры – 2 больших барабана. Когда в теме наступает кульминация литавры непременно играют. Давно пора бы в состав ударных включить нормальную ударную установку. Сразу отпала бы необходимость в поддержании ритма в оркестре. Хороший пример – включение ударной установки в рок-версии “Картинок с выставки” группой Эмерсон, Лэйк и Пальмер. А сейчас третья часть концерта.

М.Казиник. П.И.Чайковский. Фортепианный концерт № 1 ч. 3_3

Таким образом все три темы придуманы не Чайковским, а народами – ну и что, кто в оркестре их различит?

Первый концерт в дальнейшей жизни

Кто только его не играл — победное шествие Первого фортепианного концерта не прекращается и по сей день. Его исполняли Эмиль Григорьевич Гилельс, Артур Рубинштейн, Святослав Теофилович Рихтер, Владимир Самойлович Горовиц, Ван Кляйберн и многие другие знаменитые музыканты. Он является обязательным произведением для пианистов на Международном конкурсе им. П.И.Чайковского. Именно с ним Ван Кляйберн (24 летний) выиграл конкурс  Чайковского в Москве в 1958 году. Сам Хрущев присудил пианисту из Америки первое место на конкурсе, несмотря на то что Американско-Русский конфликт известный под названием «холодная война» только разгорался.

Концерт Вана Клиберна (Вэн Клайберн) (1958)

Отрывок из письма Ольги Ростропович Вану Кляйберну:

“Дорогой друг! Я восхищена Вашей игрой. Не знаю, что еще кроме этого Вам можно написать. Похвал наверно Вам достаточно. Вам рукоплескала вся Москва. Дорогой! Я сегодня представила Америку совсем по-другому. Теперь я знаю, что там не царствует рок-н-ролл. Там любят Чайковского, Шопена, Моцарта… Вы возвысили ее в моих глазах.

Ольгу можно понять, но в Америке по прежнему царствует рок-н-ролл,  но и Чайковский.