Бах ИС больше любил Баха Вильгельма Фридемана, но больше заслуг перед ним у Баха Карла Филиппа Эмануила. Давайте разберемся в этом запутанном клубке

Бах Карл Филипп Эмануил – наиболее известное его произведение Сольфеджио Cm

Но есть и другие

Из семейства Бахов наиболее известны около 50 музыкантов и композиторов, составляющих золотой фонд немецкой музыки 18 века. Кроме отца всех музыкантов – Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) был наиболее известными его сыновья — Карл Филипп Эммануил (1714-1788) и старший Вильгельм Фридеман (1710-1784) . С потерей Бахов, (постепенно – всех) в остальной Европе было утрачено искусство полифонии (многоголосья). .Если совсем глубоко копать, то до этого основной профессией Бахов было выпекание булочек, хотя среди них были и выдающиеся музыканты.

Карл Эммануил сочинял музыку в стиле классицизма, был одним из основателей этого стиля.  И хотя многие современные музыканты продолжили традиции Карла Эммануила в части музыки классики, он сам, по-моему, не был выдающимся исполнителем, тем более интерпретатором. Я прослушал много произведений Карла Филиппа, но по настоящему понравилось одно, самое короткое – это его Сольфеджио. Но это на первый взгляд.

Карл Филипп Эмануэль Бах — Сольфеджио | Carl Philipp Emanuel Bach — Solfeggio in C minor, H.220. Исполняет пианист скрывающийся под кличкой Pianist.

Сольфеджио в До миноре – достаточно сложное произведение, хотя с виду оно простое. Левая рука играет только аккомпанимент, минимально обозначая аккорды. Но правая рука виртуозно парит над клавиатурой и в быстром темпе. Существует мнение, что все Сольфеджио можно сыграть одной левой рукой (или одной правой).

Это произведение играют и рок гитаристы. Кстати сам Бах, который           Иоганн Себастьян считал что его сын “размазывает сопли”, то есть играет недостаточно брутально.  У Баха ИС были натянутые отношения с Бахом КФЭ. Сам Бах играл в современном понятии рок – с его жесткой подачей. Кстати современные рок-гитаристы больше любят старика Баха, а не младшего. Но Сольфеджио — это исключение.

Сольфеджио написано в 1766 году, когда Баха старшего не было в живых. Так что он его не услышал, а то небось подобрел бы.

Кому были посвящены произведения КФЭ (Карла Филлипа Эммануила) ? Только богу?А вот и нет. Были среди них и светская музыка. Хотя бы все то, что он написал для своего главного заказчика – Фридриха II прусского.

Окончив университет в 1738 г., Эмануэль без колебаний посвящает себя музыке и в 1741 г. получает место клавесиниста в Берлине, при дворе недавно восшедшего на престол Фридриха II прусского. Король слыл в Европе просвещенным монархом; как и его младшая современница, российская императрица Екатерина II, Фридрих переписывался с Вольтером, покровительствовал искусствам.

Бах КФЭ на службе у герцога Фридриха

Поступив на службу к герцогу Бах обрел себя в игрании аккомпанимента, хотя хотел он прямо противоположного – создание своих тем. Однако свои темы получались у него плохо, слишком львиная доля была посвящена разучиванию аккомпанимента для Фридриха.

Бах Карл Фридрих Эммануил

Вся придворная музыкальная жизнь до мелочей регламентировалась вкусами короля (вплоть до того, что во время оперных спектаклей король самолично следил за исполнением по партитуре — через плечо капельмейстера). Вкусы же эти были своеобразны: коронованный меломан не терпел церковной музыки и фугированных увертюр, всем родам музыки он предпочитал итальянскую оперу, всем видам инструментов — флейту, всем флейтам — свою флейту (ею, по отзыву Баха, видимо, ограничивались истинные музыкальные привязанности короля). Известный флейтист И. Кванц написал для своего августейшего ученика около 300 концертов для флейты; каждый вечер в течение года король во дворце Сан-Суси исполнял их все (иногда также и свои сочинения), непременно в присутствии придворных. Обязанностью Эмануэля было аккомпанировать королю.

Карл за выполнением служебных обязанностей

Эта однообразная служба лишь изредка прерывалась какими-либо происшествиями. Одним из них был приезд в 1747 г. к прусскому двору Иоганна Себастьяна Баха. Будучи уже пожилым, он своим искусством клавирной и органной импровизации буквально потряс короля, который по случаю приезда старого Баха отменил свой концерт. После смерти отца Филипп Эмануил Бах бережно хранил доставшиеся ему по наследству рукописи.

Отзыв о творчестве КФЭ Баха:

Из фортепианных сочинений Эмануила Баха у меня имеется лишь несколько вещей, и некоторые из них несомненно должны служить каждому подлинному художнику не только в качестве предмета высокого наслаждения, но и как материал для изучения? —.
Людвиг  Бетховен. Письмо Г. Гертелю 26 июля 1809 г.

Бах Вильгельм Фридеман воровал произведения у своего отца

Младший брат был разгильдяем. Но из под его пера рождались гениальные произведения

Это произведение (органный концерт BWV 596 ) долгое время выдавали за произведение его отца. Послушайте его.

И.С. Бах Концерт для органа №5 ре минор BWV 596 (по А. Вивальди RV565)

Фрагмент концерта проекта «Звучащие полотна: Испрессионисты», организованного Фондом «Бельканто». Место проведения: Кафедральный Собор святых Петра и Павла, (г. Москва, Старосадский переулок 7/10с10) 14.08.2020 И.С. Бах (1685-1750) Концерт для органа №5 ре минор BWV 596 ( по А. Вивальди RV565) Allegro — Grave – Fuga- Lagro e spicatto- Allegro Исполняют: Лауреат международных конкурсов Олеся Кравченко орган

Но вы сравните это мелодичное творение с любым из других произведений КФЭ.

В отличие от своего брата, Вильгельм был очень плохим хранителем рукописей своего отца, хотя многие из них он получил в наследство. Мало того, что при нём бесследно исчезли многие рукописи Иоганна Себастьяна, Вильгельм ещё и перемаркировывал (давал другие названия) некоторым из них, чтобы выдать произведения отца за свои. Сейчас это уже доподлинно известно. Так, например, органный концерт BWV 596 долгое время ошибочно приписывали Вильгельму Фридеману из-за его надписи на рукописи Баха-старшего.

Бах Вильгельм Фридеман — по природе разгильдяй

В отличие от остальных членов музыкальной семьи Бахов, Вильгельм Фридеман был человеком малоактивным. В 1733 г. он получил по протекции своего отца должность органиста церкви св. Софии в Дрездене , а в 1746 году, тоже не без участия отца, он стал органистом церкви Пресвятой Девы (Liebfrauenkirche) в Галле. Он получил последнюю должность без традиционного прослушивания. Но вот Бах умер, и дела Вильгельма Фридемана пошли на убыль.

Его жизнь в Галле перестала быть счастливой. Периодически Вильгельм уезжал из города на поиски другой работы. В 1764 году, он уволился с работы в Галле, после чего Вильгельм так и оставался безработным до конца жизни. С этих пор он странствовал 20 лет по свету, пока не умер 1 июля 1784 года в Берлине в глубокой нищете.

Однако вспомним его  многочисленные церковные кантаты и инструментальные произведения, из которых наиболее известны фугиполонезы и фантазии для клавира, а также секстет для струнныхкларнета и рожков.

Вот, например адажио и фуга для 2-х флейт, струнных и баса

https://vk.com/video-39546022_167106219

Неплохо, вполне достойно фамилии. Существует также 12 полонезов Вильгельма Фридемана Баха, в то время как у Иоганна Себастьяна было всего 2 полонеза, занимающие весьма скромное место в рейтинге полонезов, да практически неизвестны.     У Шопена дикое количество полонезов, которые он писал начиная с 7 лет. Но то было намного позже.

Вот хорал Ля минор, очевидно вступление к теме Smoke in the water для темы Deep purple(шутка)

Произведение для скрипки, хотя Вильгельм Фридеман совершенно не владел этим инструментом. Канон из двух инструментов.

https://twitter.yandex.com.tr/video/preview/2190454204479942936

Так что же это получается – получается что Вильгельм Фридеман больше достойных произведений написал? При этом потомки его не оценили? Он во первых больше произведений по желанию своего папы сделал – и фуги есть, а это одна из самых сложных форм полифонии, и каноны встречаются, куда же нам без канонов, и произведения многоголосые. А КФЭ что написал? Он, из достойных произведений, только Сольфеджио? Поищем же среди произведений  КФЭ достойные. Благо он их много написал.

Я поискал и сразу наткнулся на ряд замечательных произведений КФЭ. Стоило лишь немножко поискать. КФЭ пишет классическую музыку в стиле аккомпанимет + соло, дав начало новому стилю, а другой Бах продолжает писать полифонию в лучших традициях жанра и обе прекрасно существуют на рынке. Вот только музыки у них получаются разные.

Достойные произведения КФЭ

Я обещал достойное из КФЭ. Вот оно, например Соната для траверс-флейты клавира и скрипки Ре мажор:

Карл Филипп Эммануил Бах / Carl Philipp Emanuel Bach

Соната для траверс-флейты, скрипки и basso-continuo ля минор, Wq 148 4 часть — Allegro assai  Исполнители: Ульяна Живицкая (траверс-флейта), Анастасия Алимова (барочная скрипка), Арина Махова (барочная виолончель), Алсу Валиахметова (клавесин) Дата записи: 28.03.2024 Рахманиновский зал

Вот произведение, потрясающее своей динамикой. Опять для флейты – ведь огромное количество произведения было для герцога Фридриха (см. выше)

https://vk.com/video-39546022_167106219

27Бах, Карл Филипп Эммануил – Концерт ре минор, 3-я часть — Сергей Разумов, флейта

Филиппом Эмануэлем восхищался Гайдн. Бах с легкой руки старшего Баха продолжает традиционную полифонию, а другой Бах основывает новое направление в музыке – музыкальную классику, которое позже развилось в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена. На смену барокко, ярчайшим представителем которого являлся Иоганн Себастьян, неумолимо надвигались новые веяния — рококо, классицизм, сентиментализм и т. д.