Петр Ильич был практическим композитором — 200 рублей за пьесу и баста

Времена года – одна из вечных тем, всегда волнующих музыкантов и особенно композиторов. Существуют тысячи мелодий, вытекающих из этого увлечения. Одним из первых циклов был цикл концертом для скрипки с оркестром “Времена Года”, написанный Антонио Вивальди примерно в 1725 году в стиле музыки барокко. Позднее была масса времен, и все времена года. Деление года на 4 типа по погоде – весна, лето, осень, зима заимствовано из китайской философии.

Секрет “Времен года” – коммерческий успех

“Времена года” написаны разными композиторами. К концу XX века были выпущены более 200 грамзаписей цикла Вивальди, одна из которых установила мировой рекорд по продажам в области академической музыки. Все циклы, за редким исключением, были заказными. Сборник “Времен года” Вивальди был посвящён графу Венцелю фон Морцину — богемскому меценату, бывшему одним из основных покровителей итальянского композитора.

Направник — дирижер и руководитель оркестра Мариинского театра при постановке опер Чайковского

“Времена года”, не смотря на одинаковые названия, это:

Однако сосредоточимся на цикле “Времен года” Петра Ильича Чайковского. Начнём с осени, ибо сейчас она, пора очей очарование. Идея издания цикла тоже родилась осенью.

История цикла

«Времена года» — фортепианный цикл Петра Чайковского, написанный в 1875—1876 годах и состоящий из 12 характеристических картин, Цикл заказал Николай Матвеевич Бернард (1843—1905), издатель журнала «Нувеллист» — музыкального нотного ежемесячного журнала для фортепиано, выходившего в Санкт-Петербурге с 1840 по 1906 год.

Только спустя 9 лет, в 1867 году Чайковский официально ушел в отставку, перестав служить в Министерстве юстиции и посвятив себя музыке .

Старший из семьи Матвей Иванович Бернард (1794-1871), основатель нотоиздательской фирмы и журнала «Нувеллист» (слово само придумано Матвеем Ивановичем по аналогии с новеллой). Матвей Иванович был также пианистом и композитором. Продолжателем дела стал его сын Николай Матвеевич (1844-1905), также известный музыкант. Поздний ребенок, рожденный Матвеем Ивановичем в 50 лет. Редактором журнала был младший брат основателя фирмы Александр Иванович (1816-1901), также известный пианист и композитор.

Матвей Иванович Бернард — заказчик Чайковского. Не правда ли он очень похож на ПИЧа?

Журнал Нувелллист был чрезвычайно популярен в то время. Он распространялся благодаря подписке среди помещиков, их жен, детей и доходил до самых глухих уголков России. Помещикам было нечего делать в их имениях, их функции управленцев выполняли управляющие имениями. Хорошо если эти управляющие были честны на руку, что было редко. Однако редкие честные управляющие давали возможность помещикам и их женам много свободного времени. Помещики, а особенно их жены массово увлекались музыкой. Новинки музыки моментально расходились среди них. И тут кстати оказывался журнал музыкальных новинок “Нувеллист”.

В ноябре 1875 года Николай Бернард послал заказ Чайковскому письмом. На 12 пьес, по одной на каждый месяц. “Времена года”. Бернард сам придумал названия пьес и снабдил их стихотворными эпиграфами. Точно такой же цикл в свое время задумала сестра Мендельсона – Фанни Мендельсон, в 1843 году, когда Чайковскому было 3 года.

В этот раз, Петр Ильич, получив заказ, ужасно обрадовался. У него в это время было мало работы. Он был, в его 35, малоизвестным композитором. В момент начала работы над циклом Чайковский находился в Москве. Заказ был получен почтой из Петербурга.

«Получил Ваше письмо,- пишет он ответ Бернарду. —  Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пьесу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдёт скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пьесками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю».

Чайковский обрадовался еще и потому, что с семьей Бернардов они были старые приятели по музыке. Петр Ильич сотрудничал со старшим из семьи Матвеем Ивановичем Бернардом, а впоследствии с его сыном Николаем. С тех пор каждый месяц 17-го числа он отправлял по почте Бернарду очередную пьесу.

В конце года Бернард разослал все пьесы из цикла самым верным своим подписчикам. Через 3 года пьесы стали чрезвычайно популярны и издатель Юргенсон выпустил отдельным тиражом все пьесы

Журнал для досужих дам. Их уровень вполне позволяет им исполнять Чайковского, совсем не простые.

Каждый месяц – по пьесе из цикла

Через 3 месяца, в середине декабря, первые 2 пьесы были готовы. Отрывок из письма Петра Ильича к Николаю Бернарду, заказчику:

«Сегодня утром, а может быть и вчера ещё Вам высланы по почте две первые пьесы, — пишет Чайковский уже 13 декабря 1875 года. —  Я не без некоторого страха препроводил их к Вам: боюсь, что Вам покажется длинно и скверно. Прошу Вас откровенно высказать Ваше мнение, чтобы я мог иметь в виду Ваши замечания при сочинении следующих пьес. Если вторая пьеса покажется негодной, то напишите мне об этом. Если Вы пожелаете пересочинения „Масленицы“, то, пожалуйста, не церемоньтесь и будьте уверены, что к сроку, то есть к 15-му января, я Вам напишу другую. Вы платите мне такую страшную цену, что имеете полнейшее право требовать всяких изменений, дополнений, сокращений и пересочинений».

Цена успеха

Однако нигде в письмах цена не указана. Но речь шла о 200 рублей за пьесу.  У Чайковского как выпускника училища правоведения, зарплата была 66 рублей, до 1867 года. Для сравнения цена за пьесу, выпущенную 2 годами позже, из “Детского альбома” была 10 рублей. Дело в том что цена вероятно содержалось в заказе на “Времена года”, однако входящее письмо от Бернарда утрачено. А есть только ответ Чайковского на это письмо приведенный выше. По всей вероятности входящее письмо было проросту уничтожено самим  Чайковским из соображений конфиденциальности – чтоб налоговая инспекция не пронюхала. Но во всей видимости, пьесы удовлетворили  Бернарда, так как были изданы точно в положенный срок и в полном соответствии с автографом.

В тираж – скерцо или август?

Очень скоро «Времена года» стали необычайно популярными и у музыкантов — любителей, и у профессионалов, а впоследствии одним из самых знаменитых фортепианных произведений всей русской музыки. При этом это не простая музыка.

“Времена года” прозвали даже “малой энциклопедией русской жизни” в дополнении к “большой энциклопедии русской жизни” (“Евгений Онегин‘’ Пушкина).

Хотя известно, что композитору были предоставлены заранее названия всех двенадцати пьес, но некоторые из них он все же озаглавил самостоятельно. Так, миниатюра «Жатва» (Август),  была сочинена в июле и обозначена у автора как Скерцо, а «Святки» – Вальс(Декабрь). В последствии, эти подзаголовки были убраны другими издателями (Петром Юргенсоном). И слава богу. Такие названия как Cкерцо и Вальс ничего не говорят слушателю, но больше говорят композитору – в каком духе сочинять.

Скерцо — музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе. И произведение “Жатва” (Август) вполне соответствует этому требованию. Послушайте сами:

Чайковский. Времена года. Жатва. Август. Исполняет Андрей Писарев.

Пьеса “Жатва” недлинная, исполняется 2 минуты 40 секунд. Само настроение пьесы – спешка. Впрочем жнец периодически перестает спешить, что отмечено сравнительно медленным темпом, но этот медленный темп тотчас сменяется быстрым. Передышка была недолгой. Собственно, доподлинно неизвестно, представлял ли Чайковский жнецов, сочиняя эту пьесу, или мотогонщиков или велосипедистов.

Впрочем, Светлана Толстенок исполняет эту пьесу в 1,5 раза медленнее, почти 4 минуты (трансляция из Концертного Зала РАМ им. Гнесиных. ноябрь 2021 год), что на мой взгляд недопустимо.

Параллельно Чайковский начинал свою карьеру с издания у Юргенсона своего “Детского альбома”, изданный позднее на 2 года, чем пьесы “Времена года”. Сборник “Детский альбом” был сочинён Чайковским в мае-июле 1878 года. Чайковский тогда страшно нуждался в деньгах и хватался за любую работу. В 1878 году он уволился с постоянного места работы — из московской консерватории. И перешел на вольные хлеба. Потому что с 1877 года стал получать ежемесячное пособие от меценатки Надежды фон Мекк – сначала 250 рублей, потом – 300. Надежда тайно любила Чайковского.

Вполне возможно, что Чайковский, вопреки массовому мнению, вовсе не был композитором-романтиком. Надо бы почитать переписку Чайковского с самим собой, по такой переписки, понятное дело, нет. Такая информация скорее всего содержится в дневниках Чайковского. Он был практическим композитором и при сочинении пьес руководствовался конъюнктурой. Из переписки видно что он максимально старался угодить заказчику.

Полная запись всех времен года звучит в исполнении Льва Оборина.

В миниатюре “Сентябрь. Охота” Чайковский показывает псовою охоту на уток, лису, оленя в том виде, в какой она была традиционным развлечением у дворян в сентябре. В музыке слышны призывные сигналы от труб, валторн … Чайковский был новатором в музыке. В этой пьесе, уже в 3 такте, мы видим джазовую синкопу.

В рояльном переложении эти звуки имитируются на рояле, а в оркестровом изложении (Чайковский не писал оркестровки, но позднее эти переложения были созданы) на самом деле звучат трубы, валторны. Эта тема, только в другом ритмическом построении, возникнет у Чайковского в сонате Соль мажор.

Иван Соколов в пьесе сентябрь слышит основной мотив Dies Ire (“День гнева” из Реквиема Моцарта). Чайковский в музыке рассказывает  про осень своих дней —  охота идет, не на дичь, а на него самого. Его собственная жизнь завершается. Он ничего не скопил, оставив в наследстве только музыкальные произведения.

П. Чайковский Большая соната соль мажор

 

А вот тема «Охота.Сетябрь» из тех же «Времен года», сравните опорные ноты мелодии.

Чайковский. Времена года. Охота. Сентябрь. Исполняет Андрей Писарев.

В оркестровом изложении основную тему играют трубы и валторны.

Развитие этого образа в третьей части шестой симфонии Чайковского:

Чайковский П.И. симфония №6, 3 часть. Томский академический симфонический оркестр. Дирижирует ЛЮДМИЛИН АЛЕКСЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

Не без некоторого трепета обсудим тему “Октябрь”, называемой иногда «Осенней песней»

П ЧАЙКОВСКИЙ ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ (октябрь) ИЗ ЦИКЛА ВРЕМЕНА ГОДА РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР

В мелодии этой песни содержатся отрывки из всех тем “Времен года” написанных до настоящего момента.

Есть свидетельство музыковеда и друга Чайковского Кошкина про то как, иной раз, писались эти мелодии. Как-то приехал Кошкин осенью к Чайковскому. Его слуга Алексей говорит “Петр Ильич, сегодня 17-е число день когда пора отправлять пьесу Бернарду.” Напомнил, что говорит не к стати, господа после завтрака собрались пойти гулять.

Чайковский отвечает слуге; “Ой, а я и забыл про эту пьесу.. Николай (Кошкину), вы не подождете я напишу пьесу Бернарду». Кошкин взял какую-то книгу. Чайковский присел за стол и быстро за один присест написал что-то и положил в конверт. Это была “Осенняя песнь”. Вот так пишутся гениальные сочинения.

Был другой случай. Пианист из Канады играл Осеннюю песнь Чайковского и вдруг сыграл до бекар вместо до диеза. И весь зал охнул, 1800 человек там было. Это показывает как музыку Чайковского знают в СССР.

Следующей темой идет ноябрь. Троица. Начинается эта пьеса с мотива “Соль де о глория” Баха. Эти три звука – фа, до, ми потом живут своей жизнью в музыке Моцарта, Бетховена, Шуберта, Франка, Шопена. С них начинаются Картинки с выставки Мусоргского, у Рахманинова романс Сирень, до диез минорная прелюдия. Осенью все дороги в России в кашу превращены. Все ждут когда это все застынет, чтобы навестить друзей. Здесь эта слякоть бодро смерзается в начало зимы. Это слышно в звуке бубенчиков (высокий голос шестнадцатыми в правой руке).

Чайковский. Времена года. На тройке. Ноябрь. Исполняет Андрей Писарев.

В качестве иллюстрации к теме «Декабрь» Чайковский написал вальс. Господа готовятся встречать Новый год, вальсируя. Петр Ильич написал эту тему, танцуя на паркете. Самим автором тема названа вальс, а у Бернарда она обозначена как “Cвятки. Декабрь.»

П.И. Чайковский — «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года» / Ильдар Саубанов (фортепиано)

На этой теме мы пока закончим обзор пьес Времена года. С Новым годом, товарищи.