Жесткие ограничения во всем – заполняемость не более четверти зала — вылились в настощий праздник для тех, кто остался с искусством
На этом примере докажу как классическое искусство поднимается на фоне пандемии. Не так давно, 2 дня назад всего, сходили в Мариинку, на старую площадку. На обычный спектакль “Дон Кихот”, созданный как хореографом Мариусом Петипа, разделившим славу с композитором Людвигом Минкусом. Балет создавался в далеком 1869 году. Всем известен литературный источник – роман испанца Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроу́мный ида́льго Дон Кихо́т Лама́нчский». Но то лишь повод к балету. Сюжет балета не имеет ничего общего с литературным источником. Все шоу состоит из 3 с лишним часов великолепных танцев под испанскую музыку в исполнении главных героев – Китри – Виктория Терешкина, Базиль – Кимин Ким. И великого множества характерных групповых танцев, исполняемых, тоже очень стильно, труппой театра – человек 25-30. Но главное почему на спектакль стоит пойти именно сейчас – разгул борьбы с эпидемией корона-вируса.
Свободное па-де-де из балета Дон Кихот
История постановки Дона Кихота
Первый том “Дон Кихота” вышел в 1605 году, когда автору было ни много, ни мало 58 лет. Второй том в 1615 году, за год до смерти Мигеля. Роман – пародия на рыцарские романы, которые к том моменту изрядно поднадоели читающей аудитории – романтическим женщинам. Из испанской литературы этот роман наиболее популярный в России.
Своим вторым рождением Дон Кихот обязан середине XVII века. История возродилась и вызвала повсеместный интерес в виде балета. Из романа был взят только один эпизод – история любви второстепенных персонажей замешанная на любви двух мужчин – богача Гамаша и деревенского юноши цирюльника Базиля к просто красавице Китри. В романах женские персонажи не принадлежат к каком-то классу, их главной качество – красота. Как обычно в романах Китри предпочитает бедного Базиля а не богатого Гамаша, хотя в жизни все бывает наоборот.
Автор идеи сделать из романа балет неизвестен. Это то ли Франц Хильфердинг, то ли Луи Мелон, либо Жан Омер или Шарль Дидло, неизвестные сейчас хореографы. Третьим рождением история Базиля и Китри возродилась в балете Мариуса Петипа, хореографа и композитора Людвига Минкуса из России. Они поставили балет в 1869 году, сначала в Москве, потом – в Петербурге. Балет имел оглушительный успех. Роль Китри на сцене исполняли знаменитые балерины – например, Анна Павлова. Мужские роли в свое время исполняли Рудольф Нуриев, Михаил Барышников. Сейчас роль Базиля исполняет лауреат международных конкурсов Кимин Ким, а Китри – народная артистка России Виктория Терёшкина.
Музыка Минкуса в Кихоте
Людвиг Минкус оказался идеальным композитором для Дон Кихота. Он знал особенности каждого из латино-американских танца. Музыка такого типа всегда имеет несколько планов – есть крупный план и в дополнении к нему, несколько мелких. Скажем один, два акцента есть па протяжении 2-x тактов, 4-рех, реже – 8-ми. Схема повторяется. В конце крупной конструкции из тактов, есть отклонение от привычного рисунка. Такова особенность испанской музыки.
Алоизий Людвиг Минкус родился в Вене, и умер там же. В 1853 году Минкус переезжает в Санкт-Петербург, где занимает позицию капельмейстера оркестра крепостного театра князя Юсупова. Россия была та страна, где только развивалась классическая музыка. С 1856 до 1861 года Минкус работает первым скрипачом в Московском Императорском Большом театре.. После открытия Московской консерватории был приглашён в неё профессором по классу скрипки. В 1869 году ставится балет Дон Кихот. И роль композитора в нем досталась Минкусу. Одна из причин он, как никто другой, знал особенности испанской музыки. Поэтому его на Дон Кихота специально пригласили. Музыка Минкуса идеально подходит к этой комедии. Другой дело, что музыка не запоминается, как это происходит с музыкой к Жизели или, скажем с музыкой Чайковского – по нескольким тактам угадывается музыка к Лебединому озеру или к Щелкунчику. С музыкой Минуса такого не происходит. Зато она идеально подходит для танцев, особенно – испанских.
В игре оркестра есть несколько запоминающихся сол. Например, соло арфы из 3-го действия – играет Людмила Рохлина.
И сквозь весь балет проходит музыка для ударных. Здесь даже понадобилось два ударника.
Разгул зрителя на фоне пандемии
Жуткий контраст – переполненный ложи рядом с ложами абсолютно пустыми. Например в бенуаре, в ложе, где мы должны были сидеть всего 8 мест. Из них 5 заполнены зрителями, что не дает возможности соблюсти минимальную дистанцию – 1,5 метра. И слава богу. Не смотря на все эти ограничения, работники Мариинки сделали все, чтобы мы получили полнейшее удовольствие от спектакля. Началось все с невоспитанных соседей. Пара в соседей, в соседней ложе, шумела. Двое зрителей – дама лет 40 и ее кавалер, далеко за 40, где-то ближе к 60-ти принялись в полный голос обсуждать увиденное. Режим примерно такой – минуту смотрят на сцену, потом 10 минут – комментарии. Никакие просьбы не шуметь не возымели никакого успеха. Кроме нас, пострадавших, вмешались работники Мариинки. Такая же реакция. Шум продолжался.
НА 15-й минуте кошмара я взорвался. Сотрудницы сказали что могут сейчас же вызвать охрану и разшумевшихся зрителей тут же удалят, но чтобы избежать скандала есть другое решение – нас пустят в любую из пустующих лож. Я поблагодарил, вернулся за спутницей и через минуту мы были в пустой ложе. Блаженство! Служительниц я готов был расцеловать, не взирая на всякие социальные дистанции. Через пару минут в соседнюю ложу пришли еще одни пострадавшие. Они вообще не говорили друг с другом, разве что самую малость и пиано-пианиссимо. Спектакль был спасен.
Система открывания-закрывания лож сделана грамотно, как будто для условий корона-вируса – есть возможность открыть каждую из лож ключом, и точно также, закрыть её – таким образом открываются ложи независимо. Не в каждом театре есть такая система.
Алексей Орешкин