Самым убедительным персонажем в балете был лесничий Ганс в исполнении Ислома Баймурадова

Балет “Жизель” старая песня о главном. Мы посетили балет в новой постановке, которая есть ничто иное как изящный пересказ истории об Обманутой девушке в классической хореографии Мариуса Петипа. Ведущие роли исполняли молодые артисты балета Мариинского театра заслуженный артист России Владимир Шкляров (граф Альберт) и пока что не заслуженная — Мария Ширинкина (Жизель).

Широкая разножка Марии Ширинкиной

История балета Жизель

Спектакль появился в 1841 году на сцене Парижской оперы и сразу стал одним из любимейших сюжетов. В 1884 свою редакцию балета в Петербурге предложил Мариус Петипа, а в 1910 году, после 42 лет отсутствия, снова в Париже балет был показан в программе Русские сезоны мецената Сергея Дягилева. Тогда в спектакле блистали в роли графа Альбера Вацлав Нижинский и в роли Жизели Тамара Красавина.

Летящая Жизель

Чем потрясли на сегодняшней сцене Мариинцы? Лично мне запомнился эпизод когда Владимир Шкляров вдруг делает высокий прыжок и в воздухе мелко сучит ногами с такой скоростью что ноги сливаются и их практически не видно. Мария Ширинкина особенно грациозна в медленных сценах, когда она плавно выполняет растяжку под 180 градусов или больше и еще в начале второго акта, когда Жизель практически вырастает из сцены как будто мертвая. Второе действие балета изобилует мрачной символикой – минут 40-45 дейстствие происходит на кладбище в призрано- мутном свете фонарей. И там же во втором акте силой спецэффектов Жизель воспарят и не раз проносится над сценой на высоте 7-ми метров 41 сантиметра. Не знаю как выглядела эта сцена в хрестоматийной хореографии.

К сожалению здесь не летящая. Но смотрите спектакль …

Простой парень Ганс

Контрастом оттеняет всех этих картинных героев Ганс – непростой деревенский парень, лесничий, тоже конечно влюбленный в Жизель. Он появляется всегда в конфликтных ситуациях. Стоит главным героям встретиться, как появляется Ганс (артист Ислом Баймурадов) и доказыват, что Граф Альберт никакой не влюбленный юноша, а злостный обманьщик, на самом деле уже имеющий невесту Батильду, а с Жизелью он просто забавляется. Сцены с его участием всегда хореографически убедительны.

Владимир Шкляров в роли обманщика Альберта

Музыка Адана

На музыку в балете редко обращают внимание, меж тем она замечательная и принадлежит Адольфу Адану. Как и во многих спектаклях, в музыке существует главная тема на ¾ , то и дело повторяющаяся, под которую танцуются самые разнообразные танцы, и еще воз и маленькая тележка тем. Все темы простые и запоминающиеся на раз. Соло в оркестре исполняются, например на альте (Ирина Иванова) и на гобое с мягким, обвораживающим звучанием (Андрей Янковский). Кроме Жизели, на Петербургской сцене известен балет “Корсар” и менее известные, между тем Аданом создана музыка к 40 балетам, в свое время чрезвычайно популярным в середине XIX века.

Жизель и загробные вилисы

Ложка дегтя

И напоследок – ложка дегтя. В балете есть прыжки. И всякий раз, когда танцор приземляется раздается оглушительный грохот, словно топор упал. Это в равной степени относится и к прыжкам Владимира Шклярова и к приземлениям Марии Ширинкиной. Господа, нельзя ли потише? Или это в хореографии Петипа так прописано?

Алексей Орешкин