Одному все – и Шумана, и Клару, другому – ничего.
Одного она довела до психиатрической лечебницы – Шумана, другого до полного одиночества – Брамса. Клара Вик сумела подчинить себе двух музыкантов-звезд своего времени и теперь уже вечных – Роберта Шумана и Иоганнеса Брамса. А сама зарабатывала пианисткой. Продавая музыку обеих. Классно играла в свое время.
Вообще-то эта статья должна была рассказывать о личной жизни Брамса (кого любил и с кем спал, не наш выбор, но такова сфера интересов наших современников). Она и рассказывает. Но что касается Брамса, его личная жизнь была посвящена одной женщине, ради которой он пошел на все. Были и другие. Но только из-за Клары Вик он не завел собственных детей и навсегда остался холостым ! Кроме того он (по крайней мере нет свидетелей) еще ни с кем и не спал , с 20 лет до самой смерти, которая наступила в 64 года – долгих 44 года. 44 года одиночества! И ради чего?
Меж тем она, Клара Вик, ничем не пожертвовала ради него – оставалась примерной женой Роберту Шуману и родила ему 8-x детей. Однако, все по порядку.
Увлечение юной пианисткой Лизхен
Иоганнес Брамс родился в Гамбурге, в семье музыканта и домохозяйки, 7 мая 1833 года. Опустим все подробности и перейдем непосредственно к личной жизни.
Брамс летом 1847 года 14-летней Иоганнес отправляется на юго-восток Гамбурга поправить здоровье (с детства у него были проблемы со здоровьем). Он обучает игре на фортепьяно дочь Адольфа Гизманна. Именно с Лизхен начнется череда романтических увлечений в жизни композитора. Портрета юной пианистки не сохранилось, но есть портрет самого Брамса в пору увлечения Лизхен.
В 14 лет Иоганнес окончил учебу в училище и впервые дал сольный концерт, где он выступил как пианист.
Друзья Брамса – Ременьи, Лист
Лист разочарован игрой Брамса
Венгерский скрипач Эдуард Ременьи, 22-летний скрипач и личный концертмейстер короля Ганновера Иозеф Иоахим, Ференц Лист – эти люди один за другим появились в жизни молодого Иоганнеса всего лишь в течение одного года, и каждый из них сыграл важную роль в становлении композитора.
Иоахим стал близким другом Брамса до конца жизни. Именно по его рекомендации в 1853 году Иоганнес побывал в Дюссельдорфе, у Шумана. Услышав игру последнего, восторженный Брамс, не дожидаясь приглашения, исполнил перед ним несколько своих сочинений.
В 1853 году, когда двадцатилетний Брамс был уже автором ряда произведений (первая фортепианная соната до мажор, скерцо ми-бемоль минор для фортепиано, некоторые камерные ансамбли, песни), он вместе с Ременьи посетил Листа в Веймаре. Лист послушал игру Брамса, но не впечатлился с высоты своего музыкального опыта (ему шел уже 42-й год).
Был разочарован и Брамс. Он не сумел понять и оценить только что написанную си-минорную сонату Листа, оказавшуюся ему так же чуждой, как и вся деятельность Листа.
Все направление деятельности Листа, его борьба за программность, за музыку, содержание и форма которой определяются литературно-поэтическими образами,— было чуждо Брамсу; ведь он никогда не искал в литературе сюжетов для своего музыкального творчества.
Клара Шуман, знакомство с ней и её мужем
Кстати первый свой концерт, будучи 8 лет от роду, Клара Вик дала не ему , Брамсу, а директору психиатрической больницы и его приближенным в доме доктора Эрнста Кара, директора психиатрической больницы в замке Кольдиц (хорошо жили директора психлечебниц!) . На том концерте выступал и Роберт Шуман (который был на 9 лет старше), еще не ведавший о том, что станет пациентом подобных Кару докторов. Директора психиатрических лечебниц в ту пору устраивали званные вечера и вообще были первыми людьми. Кстати, Флоримон Эрве, отец оперетты, как жанра, тоже работал концертмейстером сумасшедшего дома под Парижем (см.мою статью http://bezpesen.ru/operetta/operetta-rodilas-v-sumasshedshem-dome-pod-parizhem ). Впрочем, вернемся к Иоганнесу Брамсу и Кларе Вик.
Клара Вик была музыкальным гением от природы – пианистка и композитор (родилась в 1819 году).
Известно, что Клара очень поздно научилась говорить. Это произошло, вероятно, в возрасте четырёх лет, когда она провела один год отдельно от отца у своих бабушки и дедушки. Предполагается психическая причина такой задержки, но однозначного подтверждения этому нет. В возрасте 5 лет она начала интенсивно обучаться игре на фортепиано.
Свои сочинения не дали ей нужной славы. Надо было подбирать репертуар, с которым концертировать. Репертуар желательно новый, еще никем играный, начала знакомиться с нужными людьми. Ей довольно быстро удалось окрутить Роберта Шумана, так что он даже на ней женился.
https://www.olofmp3.ru/index.php/Details/Klara-Shuman.html — фортепианный концерт Am Клары Шуман
Клара Шуман и Брамс. А при чем здесь Роберт?
Женившись на первом музыканте столицы Роберте Шумане в 1840 году, когда ей было 21, а Роберту Шуману – 30, Клара не остановилась в своих изысканиях. И такая возможность ей представилась, когда Эдуард Ременьи привел в дом еще одного соискателя славы. Следующим композитором был Иоганнес Брамс.
На пороге дома семьи Шуманов в 1853 году стоял другой музыкант, более молодой, на 23 года моложе – Иоганнес Брамс. Ага, сказала Клара: этот (Шуман) еще не бог весть когда помрет (так и случилось в 1856 году) а с новым может завариться каша, пока что на почве любовных записок. В жизни Клары Шуман началась новая любовная история.
В 1820 лет отроду, Иоганнес Брамс знакомится с Робертом Шуманом и его женой блестящей пианисткой Кларой Шуман-Вик (родилась в 1818 году). Шуман восхищён творчеством молодого композитора Брамса – тот играет для примера несколько своих произведений. Он радушно принимает Иоганнеса у себя в доме. Немного позднее Роберт Шуман (по-совместительству редактор собственного издания) печатает в газете статью «Дорогу молодым», в которой пишет о молодом даровании Брамсе только в восхитительной степени.
Если бы он знал, какую подлянку с ним сотворит Иоганнес Брамс, а главным образом его жена, более опытная. (Клара на 13 лет старше Брамса.)
Юный Брамс влюбился в Клару, как впрочем и многие другие известные люди того времени, влюбившиеся в Клару позднее или раньше – Николо Паганини,
Иоганнес восхищался ее мужем Робертом и обожал его детей, поэтому не могло быть и речи о романе между ними (почему?). Буря чувств и колебание между страстью к замужней женщине и уважением к ее мужу вылились в музыку Брамса к старинной шотландской балладе «Эдвард».
Брамс некоторое время жил вместе с Кларой в дюссельдорфской квартире. По его записям, он часто хотел бы её близости, но не решался: “Как часто я думал идти к Вам. Но я боялся неподходящего. Всё попадает в газеты”.
Во время болезни Роберта Шумана, он писал его жене любовные послания, но даже после смерти композитора не осмелился ей сделать предложение или просто не хотел?
В 2005 году Элен Гримо записала альбом «Отражения», посвященный незаслуженно забытой Кларе Шуман, жене Роберта Шумана (в него вошли Концерт Роберта Шумана, песни Клары Шуман и камерная музыка Иоганнеса Брамса). Так в одной пластинке соденилась музыка трех музыкатов. http://bezpesen.ru/pianisty/elen-grimo-tanczuyushhaya-s-volkami
Перед смертью Шуман сильно страдал от психического расстройства. То, как Брамс в этот непростой для Клары период опекал ее и по-отцовски заботился о ее детях (лучше, чем о других детях заботиться, завел бы своих!), было высшим проявлением Любви, на которую способен только человек с благородной душой. Он писал Кларе:
«Мне всегда хочется говорить Вам только о любви. Каждое слово, которое я Вам пишу, и которое не говорит о любви, заставляет меня раскаиваться. Вы научили меня и продолжаете ежедневно учить восхищаться и узнавать, что такое любовь, привязанность и преданность. Мне всегда хочется писать Вам как можно более трогательно о том, как искренне Вас люблю. Я могу только просить Вас поверить мне на слово…»
Между прочим любовная переписка продолжается три года втайне от Шумана. В результате все письма были сожжены .
Чтобы утешить Клару, в 1854, когда Шуман уже болен, Брамс пишет для нее Вариации на тему Шумана.
Смерть Роберта Шумана — в июле 1856 года (перед этим он долго страдал от психического расстройства) вопреки ожиданиям окружающих, не привела к новой стадии отношений Клары и Брамса.
Король умер, да здравствует король – новая жизнь после Шумана
Он многие годы вел с ней переписку, всячески помогал ее детям и внукам. Позже дети Клары назовут Брамса одним из их числа.
Брамсу тогда было 23 года, он начинающий композитор. Переживание утраты глубоко уважаемого друга породило в душе Брамса желание высказаться в музыке: он начинает работу над знаменитым «Немецким реквиемом», посвященным Шуману. Он вынашивает замысел произведения около 10 лет. При живом композиторе! 10 лет готовился его хоронить! С 13 лет, когда Кстати не знаю чем Немецкий реквием так знаменит, судите сами (он не так часто исполняется)
Брамс многие годы вел с ней переписку, всячески помогал ее детям и внукам. Позже дети Клары назовут Брамса одним из их числа.
Чем же отплатила Клара Шуману и Брамсу
Клара – глава семьи
Клара Шуман осуществляла финансовое благополучие своей семьи. В часть её обязанностей входило зарабатывание денег, что она и делала, давая концерты. Но она продолжала играть на протяжении всей своей жизни не только ради доходов, а потому, что была концертным исполнителем по образованию и натуре. Она была главным и единственным кормильцем для своей семьи (а в семье – 8 детей!), когда Роберт был госпитализирован, а затем умер.
Она была первым исполнителем произведений Шумана и Брамса.
Она делала большую часть работы по организации собственных концертных туров. Наняла экономку и повара, чтобы дом был в порядке в то время, когда она была далеко в своих продолжительных поездках. Она отказалась принимать пожертвования, когда группа музыкантов предложила устроить благотворительный концерт ради неё. Когда один из её детей стал инвалидом, она взяла на себя ответственность за содержание своих внуков.
Любовь Брамса к музыке и кому посвящены его лучшие произведения?
Вовсе не женщинам
Как ни странно, они посвящены не женщинам, а друзьям. Цель – работа на женщин не была успешной, Свои первые результаты дала серия Венгерские танцы, затем переработки Венгерских танцев на протяжении всей жизни. Они были посвящены Эде Ременьи скрипача сопровождавшему его в гастрольных турах.( http://bezpesen.ru/shedevry-klassicheskoj-muzyki/vengerskaya-struya-v-fontane-klassiki ).
3-й скрипичный концерт Брамса, который я могу слушать только на коленях посвящен Гансу фон Буллову. Симфония № 3 фа мажор op. 90 была написана немецким композитором Иоганнесом Брамсом летом 1883 года В посвящении симфонии написано: «Моему сердечно любимому Гансу фон Бюлову от верного друга. Иоганнес Брамс».(подробно о симфонии — http://bezpesen.ru/muzykanty-sovremennosti/konczert-bez-skripacha-dzhoshua-bell-sygral-bez-dzhoshua-bella )
Для любительского женского хора в родном Гамбурге написан Хор №1 из цикла «Четыре напева» на стихи Фридриха Руперти для арфы, двух валторн и женского хора
06:35 ► Вальс ля-бемоль мажор, № 15 из соч. 39 Брамса / Waltz in Ab, no. 15 from Op. 39
Другие женщины Брамса – Агата фон Сибольд
Были ли другие женщины в суьбе Иоганнеса Брамса? Были. И какие!
Будучи самым сильным, это сердечное увлечение было не последним в жизни Брамса. Друзья пригласили маэстро провести лето 1858 года в Гёттингене. Там он встретился с очаровательной обладательницей редкого сопрано Агатой фон Сибольд. Ему 26 лет. Он ни разу не предлагал Кларе жениться. И она не предлагала. Будучи страстно влюбленным в Агату, Брамс с удовольствием писал для нее новые произведения. Все были уверены в их скором браке, однако помолвка вскоре была расторгнута.
Недовольство Клары Шуман (какое право она имеет на недовольство Брамсом, раз не предлагает ему жениться на ней?), и сплетни, которые разрастались вокруг них, спровоцировали разрыв помолвки.
Брамс был раздавлен, и он пишет своё знаменитое произведение «Струнный секстет “соль минор”».
После этого он писал Агате: «Я люблю Вас! Я должен увидеть Вас снова, но я неспособен носить оковы. Пожалуйста, напишите мне… могу ли я… приехать снова, чтобы заключить Вас в своих объятиях, поцеловать и сказать, что люблю Вас».
Они больше никогда не виделись, и Брамс позже сознался, что Агата была его «последней любовью».
Баронесса Элизабет фон Штокхаузен
Через 6 лет, в 1864 году в Вене Брамс будет преподавать музыку баронессе Элизабет фон Штокхаузен. Красивая и одаренная девушка станет очередной страстью композитора, и снова эти отношения не дадут ростка. Потому что Клара против их замужества!
Гермина Шпитц
В 50-летнем возрасте Брамс встретил Гермину Шпитц. Она обладала красивейшим сопрано и стала впоследствии главной исполнительницей его песен, особенно рапсодий. Вдохновившись новой увлеченностью, Брамс создал многие произведения, но роман с Герминой тоже длился недолго. Камнем преткновений снова стала Клара! Долгая связь с Кларой, на протяжении всей жизни с 20 лет до самой смерти не закончилась для Брамса ничем. Ни семьи, ни детей, ни наиболее выдающихся произведений. Крах да и только.
Алексей Орешкин