История одной несостоявшейся любви
Aвстрийский композитор Иоганн Штраус отличался непостоянством своих привязанностей и слыл сердцеедом. И вдруг он влюбился да так, что не мог расстаться со своей любовью на много-много лет. Ее звали Ольга Смирнитская.
В 1854 г. Штраусу предложили контракт в России, и вскоре композитор стал выступать для членов императорской семьи и русской публики по приглашению Дирекции железных дорог. Началось все с небольшой серии концертов. Предложение было заманчивым – Дирекция железных дорог за летний сезон в Павловске (это примерно три месяца), где он устраивал популярные концерты, он получал 25 000 рублей (по другой версии – 22 тыс.руб.) (Для сравнения — зарплата Чайковского в Московской консерватории составляла за те же три месяца 300 рублей.) Таких гонораров ему не платили и в Австрии. Штраус клюнул.
Сближение двух талантов
Не секрет, что Ольга Смирнитская была из приличной семьи. Они познакомились в 1858 г (1856 – год поступления на службе композитора).
Существует романтическая легенда о том, как Ольга Смирнитская познакомилась с Штраусом. Вначале она пошла на его концерт, благо концерты были разрекламированы в прессе. Потом еще. И еще. Она посылала ему записки на французском языке во время концертов с одним и тем же текстом «Преподнесено мастеру в знак уважения от незнакомки» . А затем они познакомились в одном из аристократическом салоне графа Льва Соллогуба, куда Штрауса привёл друг Александра Пушкина князь Горчаков. Там музыкант воспылал страстью к Ольге, представившейся той самой незнакомкой. Ольге тогда было чуть больше 20 лет. Ее избраннику – 33.
Ольга была довольно приятной на вид, но ее несколько портили широкие скулы и нос, как будто приплюснутый сверху, как у боксера. Этот нос достался ей от матери, купеческой дочки Евдокии Гороховой. Ольга знала о носе, но пластическая хирургия была тогда еще не развита. И она брала обаянием. Благо с языками у нее было хорошо.
Василий Николаевич Смирнитский, отец Ольги, происходил из довольно богатой дворянской семьи, но звезд с неба не хватал. (Нос у него был правильной формы.) По жизни он пошел по артиллерийской части. Будучи в чине штабс-капитана, женился на купеческой дочери Евдокии Гороховой. В 1837 году у них родилась дочь Ольга. Она получила домашнее образование, затем окончила один из петербургских институтов благородных девиц, хорошо владела как французским, так и немецким языками, и — самое интересное — сочиняла музыку.
Когда ей было 19 лет, солидное петербургское музыкальное издательство опубликовало ноты ее первых романсов на слова Пушкина, Лермонтова и малоизвестной поэтессы Кутузовой. Музыкальный критик «Северной пчелы» отозвался о «композициях госпожи Смирнитской» весьма благосклонно. Впрочем публиковать за свой счет можно было все равно что. А за счет издательства – такое было возможно только у Чайковского, и то не сразу (http://bezpesen.ru/muzykanty-i-dengi/chajkovskij-kompozitor-ponevole).
Штраус серьезно готовился к своему выступлению в Павловске. Он штудировал все произведения российских композиторов. Выбирал из них лучшие, учил их вместе со своим оркестром. В первую очередь учил произведения Михаила Глинки. С расчетом, что ему будет приятно, когда он неожиданно сыграет Глинку на концерте в Павловске.
Михаил Глинка «Вальс-фантазия». Большой Симфонический Оркестр им. П.И. Чайковского. Дирижёр — Владимир Федосеев. «Большой Русский Вальс». Государственный Кремлёвский Дворец.
Попались ему на глаза напечатанный сборник песен Ольги Смирнитской. Еще не приехав в Россию он разучил её польку-мазурку. Отличие Ольги от всех прочих представительниц женского пола для Штрауса было в том, что она являлась одной из первых русских женщин-композиторов. Это выделило её из толпы и привлекло внимание Штрауса.
Неизгладимое впечатление и от кого. От короля вальсов.
Иоганн Штраус, когда приехал в Петербург, стал включать в программы своих концертов, которые давались в Павловском «воксале», произведения Ольги в собственной оркестровке. Он исполнял опусы и других российских композиторов-любителей благородного происхождения: публике это льстило. Штраус несколько раз включал в репертуар Павловских концертов ее Ольгины романсы. К сожалению, из них сохранился только один-единственный, зато с многообещающим названием «Первая любовь», но есть еще романс на стихи Кольцова «Так и рвется душа».
Штраус включил ее польку-мазурку в программу своего концерта 30 сентября 1858 года в Павловске. Ольга была на этом концерте. И вдруг она услышала свой романс в исполнении Штрауса. Это произвело на Ольгу неизгладимое впечатление!
Композитор писал девушке полные нежности письма, а она отвечала ему на них романсами, мелодии которых Штраус потом обыгрывал в своих опусах. Роман продолжался.
В одном из писем, датируемым 1858 годом, Штраус и сам пишет Ольге о том, что доктора, дай бог, отвели ему не больше 2-х лет.
«Любимое дитя мое, я не мог сегодня дирижировать музыкой, потому что убийственный приговор моего врача, что я проживу не дольше чем в лучшем случае еще два года, лишил меня сил смотреть со спокойной совестью в Твои глаза. Опасаясь за Тебя — Ты для меня все на свете, — я намерен в будущем держаться от тебя подальше, так как Ты должна забыть меня».
Когда девушке говорят ты должна забыть меня это только лишний повод любить её больше.
«Возьми мое сердце,обожаемое дитя!”
Роман Штрауса и его юной поклонницы развивался стремительно. Спустя всего два месяца после начала переписки в одном из тайных посланий Штраус уже обращается к Ольге на «ты», а потом делает ей предложение вступить в брак. И Ольга согласилась! Во всяком случае, в одном из писем Иоганн Штраус, вспоминая их разговор, пишет, что это был «счастливейший момент» в его жизни: «Ольга! Возьми же мое сердце!.. С сегодняшнего дня я живу только надеждой не покидать тебя никогда, принадлежать тебе,.. мое обожаемое дитя».
Как мог Иоганн Штраус выразить свою любовь? Конечно же, в музыке. Одна из его знаменитых полек, которую он посвятил Ольге, называется «Бонбоньерка». Исполняет Венский филармонический оркестр:
Однако хотя модный композитор, приехавший в Россию, и был желанным гостем в доме Смирнитских, представить его членом семьи родители Ольги никак не могли.
Родители против
Влюбленные были вынуждены скрывать свой роман, так как родители Ольги были против их связи. Возникает вопрос – а почему, собственно? Их не устраивали доходы первого в Австрии и в России композитора? Нет. Просто срабатывали стереотипы витавшие в обществе. Композитор, по их мению, последняя в этом мире профессия, которая не может быть успешной по определению.
Иоганн Штраус пытался получить разрешение на брак и у самой девушки, и у ее родных, и у своей матери, но так ничего и не добился. Чопорные аристократы считали композитора неудачной партией для дочери, они чрезвычайно гордились своим дворянским происхождением, хотя у матери семейства были купеческие корни.
Дворянское происхождение – одна из вещей, которые так приятно пропить на юношеской пирушке. Это было не раз доказано. Родителями Пушкина, Рахманинова …
Сословные предрассудки родителей Ольги не допускали мезальянса. Кроме социального неравенства, их смущала скандальная репутация жениха – известного ловеласа.
И когда в июле 1859 года Штраус официально попросил у Евдокии Смирнитской руки ее дочери, он получил резкий отказ. Правда, Евдокия Иоакимовна, урожденная Горохова, сама родилась не в дворянской семье, но допустить брак дочери с «музыкантишкой» никак не могла.
А “музыкантишка” продолжал писать и посвящал всё новые произведения своей возлюбленной. Вот например эта удивительная полька-мазурка «ПРОКАЗНИЦА» («КОБАЛЬТ»), которую великий Штраус когда-то посвятил Ольге:
Камерный оркестр — художественный руководитель и дирижер Владимир Бормотов 3 февраля 2016г., Областной театр кукол г. Гродно.
Влюбленные продолжали тайно переписываться, несмотря на запреты Ольгиной матери. Расставаться они не хотели, и как будто даже обсуждали фантастический план побега, похищения невесты и романтической свадьбы где-нибудь в глуши. Однако прежде Штраус хотел сообщить об Ольге своей матери, чтобы получить благословение хотя бы от нее. Но с письмом этим явно медлил. 34-летний прославленный композитор боялся ее реакции. Мать держала его, что называется, в ежовых рукавицах. Штраус тянул до последнего — и не зря. Строгая мамаша невестку из России иметь не захотела.
Разлука и разрыв
Иоганн Штраус покинул Россию. Однако писать Ольге не переставал, и она отвечала ему, хотя передавать любовные послания с тайной оказией стало, конечно, труднее. «Любимая Ольга, я очень опечален, что от Тебя нет письма. Пошли мне хоть пару строк, прошу Тебя», — пишет Штраус. А Ольга, к которой письма Штрауса приходят через третьи руки и с большим опозданием, страдает не меньше и горько сетует на то, что возлюбленный забыл ее.
На пути в Вену Штраус пишет одно из самых трагических писем в своей жизни.
«10 октября. Ольга, дитя мое, вот хочу открыть тебе мое сердце, что я тебя безумно люблю. Ты уже знаешь, что мне невозможно жить без Тебя. Сами Твои дорогие мне письма в силах утешить меня только в тот момент, когда я их читаю, потому что лишение возможности Тебя видеть делает меня нежизнеспособным; я могу жить, только обладая тобой, ангел, только чувствуя Твое дыхание, я могу сохранить свою жизнь. Моя боль с каждой минутой быть все дальше от тебя столь велика, что я предпочитаю умереть, чем выносить эту муку. У меня нет сил, я слишком люблю Тебя, жизнь без обладания Тобой подобна смерти для меня, — и лучше будет для нас обоих, если меня больше не будет. Я вне себя, и если даже беру в руки Твои письма, чтобы скорее немного успокоиться, то чувствую, несчастный, что все дальше пароход отдаляет меня от Тебя, так что и сами Твои письма не приносят мне больше утешения. Я не могу больше мыслить, — я близок к безумию, я чувствую это. Небо, дай мне умереть, — нет у меня больше радости жизни, у меня нет больше надежды, мне не остается больше ничего, кроме смерти. На корабле люди смотрят на меня, как на сумасшедшего, я замечаю, что вызываю содрогание; скоро люди будут совсем избегать меня, и меня запрут в желтый дом, где я сдохну, как зверь. Спасибо за Твои утешительные письма, но для меня нет утешения. Моя страсть съедает меня. Прощай, ангел, я не могу больше писать. Бог знает, что со мной произойдет. Вечно Твой, Жан».
Разлука сделала свое дело. Композитора уже занимали другие дела. До Смирнитской стали доходить слухи о том, что у Штрауса появилась новая подруга. Она все реже пишет ему, и вскоре Штраус узнает, что в Петербурге объявлено о помолвке Ольги с Александром Лозино-Лозинским, дворянином с польскими корнями. Любовь кончилась.
Штраус потом еще несколько раз приезжал в Россию уже женатым человеком (он, кстати, был женат трижды). Последний раз «король вальсов» давал концерты на Пасху 1886 года в Санкт-Петербурге, Москве и Павловске. Отношения с Ольгой, судя по всему, не возобновлял. Но в его, может быть, самой знаменитой оперетте «Летучая мышь» одну из героинь представляют как знаменитую русскую актрису по имени Ольга. Совпадение?
Кстати, «настоящая» Ольга явно была не слишком счастлива в браке. Супруг оказался деспотом, большое состояние семьи растаяло. Скончались она и ее муж в глубокой старости, уже после революции, оба в январе 1920 года.
В память о России Штраус написал польку «Ольга» и вальс «Прощание с Петербургом». 20.05.2018 Оркестр Филармонии, Евгений Хохлов, дирижер, 1858 г.
Новые факты о жизни великих
О русской музе австрийского композитора стало известно не так давно – российские зрители впервые узнали об этой истории, когда на экраны вышел фильм Яна Фрида «Прощание с Петербургом», но долгое время эта история воспринималась лишь как легенда. Было известно о том, что Штраус и Смирнитская вели переписку, но эти письма считались утерянными. Лишь в начале 1990-х в архивах городской библиотеки Вены обнаружили точные копии писем Штрауса. После этого книгу писем опубликовали в Австрии, где она произвела настоящий фурор.
Другие жены
Дальнейшай жизнь Штрауса была расцвечена тремя яркими женитьбами. В 1862 году он женится на Етти Трефц, которая оказала большую поддержку в жизни Иоганна Штрауса. Етти была старше Иоганна на 7 лет и имела уже 7 детей. Потом она умерла.
После смерти Етти, Иоганн дважды женился: на актрисе Анжелике Дитрих, затем на Адели Дойч. Брак с оперной певицей Анжеликой быстро распался – она ушла к другому. Вальс Штрауса «Адель» посвящен третьей жене, брак с которой оказался очень счастливым.
Однако Иоганн Штраус, пройдя через три брака, так и не обзавелся своими детьми. Было уже поздно.
Алексей Орешкин