Главную роль на собственном концерте 20 декабря играет не скрипач.

Злую шутку сыграл Большой зал Филармонии со своими слушателями. Концерт, выдаваемый за сольный, известного скрипача Джошуа Белла, таковым не являлся. Джошуа выступили только на разогреве , сыграв Скрипичный концерт Сибелеуса. Все остальное играл, а именно Третью симфонию Брамса, оркестр под управлением Николая Алексеева. Джош вообще не вышел на сцену во втором отделении.

Скрипичный концерт Сибелиуса

Скрипичный концерт Сибелиуса

Читаем анонс концерта. “В рамках XX Международного зимнего фестиваля “Площадь искусств” в Петербурге с Заслуженным коллективом России под управлением народного артиста России Николая Алексеева выступит Джошуа Белл – американский скрипач, звезда мировой классической музыки. Прозвучат Скрипичный концерт Сибелеуса и Третья симфония Брамса.”

Каков типичный сценарий сольного концерта? В первом отделении играется что-то для разогрева. Не главное, скажем концерт Сибелиуса. Во втором отделении только все и начинается. После главной части, сыгранной с большим задором на бис, играется тем же солистом три-четыре темы и все кончается оглушительными аплодисментами. Ничего подобного не было на этом концерте. Сыграв Сибелиуса на своей скрипке Нuberman 1713 года, Джошуа Белл скромно удалился. Все стерпит интеллигентная петербургская публика. Быть может он опаздывал на вечерний рейс.

Джошуа Белл мечтает

Как играл Джошуа Белл? Неплохо, это высшая оценка для американской звезды. От его игры, что-то да отвлекало. Только на первом отделении вышла и села в первый ряд дама вся в смолянисто черном, словно в трауре.  Это предвещало суровый северный колорит, которым изобилует скрипичный концерт.

 В первом разделе открывается главная, задушевная партия скрипки. Позывам ведущей партии отвечает хор виолончелей. Но вот идет 2-я часть главной партии – мелодическое соло в исполнении Джошуа Белла и где-то, как будто невпопад взятых аккордов, как контрапункт к главной партии – перекличка двух партий на одном и том же инструменте, похоже, фирменный прием американского виртуоза. Гобои подхватывают главную лирическую партию и от них та уходит к виолончелям. Партия развивается, превращается в трагическую у скрипок. Трагедия упруго пробивается сквозь мелодию народного характера — ведь это же Сибелиус из Финляндии, страны тысячи озер! Мелодия разворачивается скрипками и эта мелодия плавно завершается. Паузой ставится точка в главной партии.

Часть вторая представляет скорбную элегию. Фантастические цветы прорастают сквозь мрачную подкладку , сотканную из целотонной гаммы — фирменный прием позднего романтизма. Концерт написан специально для скрипки, и впервые исполнялся зимой в феврале 1904 года.

Третья часть отличается за счет мелодии с порывистым ритмом в котором слышится что-то испанское. Упругий  ритм подчеркивается партией барабанов. Оркестр ведет наступательную мелодию которая завершается оборванным финалом.

За все исполнение скрипичного концерта Джошуа Белл сгибался и разгибался, свивался и развивался, вонзался скрипкой в тугую высь, все это он повторял телом, ни на минуту не уклоняясь от мысли, прихотливо развитой Сибелиусом. Да, это был не тот Джошуа Белл, который предстал перед нами на концерте года 2 или 3 назад. Не будем придираться.

Симфония Брамса – контраст и изобилие тональностей

Симфония № 3 фа мажор op. 90 была написана немецким композитором Иоганнесом Брамсом летом 1883 года в Висбадене. За 20 лет до скрипичного концерта, написанного Сибелиусом. Но, грубо говоря, она относится к тому же периоду развития музыки, не случайно они, симфония и концерт, прозвучали вместе. Оркестр под управлением Николая Алексеева в этой симфонии сказал все, что он думает о Брамсе.

На вдохновенной ноте но не в Симфонии Брамса — Джошуа Белл

В первой части сочетание F мажора и F минора в нервной теме делает мажор тревожным. Воздух как будто насышен преддверем 1-й мировой.

Во второй теме превалирует простая напевная мелодия. Перекликиваются скрипки, фагот и тромбоны.

В третье просыпается лирический вулкан. На фоне скорбных аккордов валторны кружатся в поющем вальсе.

Мелодия от начала к концу становится все более  минорной. Оживляются тромбоны. Образуется драматическая кульминация. Изредка сквозь них просачивается лирика, типично прибрамсованная лирика… В противовес к скрипичному концерту, скрипики в 3-ей симфонии как будто припрятаны. Свободно трактованная сонатная форма поражает обилием тем. Внезапно главная тем замедляет свой бег и торжественно звучит в мажоре, переходя в коду.

Алексей Орешкин